Стенограмма ежегодной пресс-конференции губернатора Югры Натальи Комаровой

Стенограмма ежегодной пресс-конференции губернатора Югры Натальи Комаровой

Приводим стенограмму ежегодной пресс-конференции губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Натальи Комаровой.

Ведущий (журналист ОТРК «Югра» Михаил Епихин): Мы начинаем большую пресс-конференцию губернатора Югры Натальи Владимировны Комаровой, она проходит практически в финале 2021 года – особенного для каждого из нас. Югра вместе со всем миром противостояла пандемии, вместе со всей Россией достойно прошла самую масштабную за последние годы выборную кампанию. Трудилась, училась, делала серьезный научный, технологический задел на будущее.

Этот год был особенным и для губернатора Югры Натальи Владимировны Комаровой. И в политике – Наталья Комарова возглавила команду Югры на выборах-2021, и в медиапространстве – губернатор Югры за эти месяцы провела встречи и прямое общение с журналистским и блогерским сообществом всех 22 муниципалитетов округа.

Что касается сегодняшней встречи, формат большой пресс-конференции губернатора Югры для международных, федеральных, региональных и муниципальных СМИ стал уже традиционным и, как и в прежние годы, в этот раз привлек максимальное внимание журналистов: организаторы сообщают, что на сегодняшнюю встречу аккредитовано 118 представителей СМИ и представителей блогерского сообщества, с нами на связи 104 журналиста, 10 блогеров, 5 детских студий.

Учитывая действующие ограничения периода пандемии, наша встреча проходит в формате видеоконференцсвязи. В модерации пресс-конференции мне помогают мои коллеги: Алексей Крецул – блогер, представитель сообществ городов Югры в социальных сетях, город Покачи, и Валерия Маркина – представитель креативного сообщества Югры, руководитель школы телевидения, город Нефтеюганск. Приветствую, коллеги! Аккредитованные журналисты работают в своих офисах.

С нами также на связи студии федеральных и иностранных СМИ с локацией в Москве и студии ряда зарубежных стран.

Традиционно событие транслируется в официальных аккаунтах Натальи Комаровой в социальных сетях «Инстаграм», «ВКонтакте», «Одноклассники», в группе региона «Югра» социальной сети «ВКонтакте», на едином официальном сайте госорганов автономного округа, в эфире и на сайте окружной телерадиокомпании «Югра», а также на сайтах средств массовой информации.

Коллеги, формат ВКС дает нам возможность не только удаленного общения с любой точкой на планете, но и максимальной вовлеченности в общение. Что касается основного формата, формула работы традиционная – одно СМИ – один вопрос. И работаем до последнего вопроса, не забывая сначала представляться, называть свое СМИ и затем формулировать вопрос губернатору. Итак, начинаем!

Олеся Астахова, корреспондент международного агентства Reuters (г. Москва): Добрый день, Наталья Владимировна, спасибо за конференцию, за возможность задать вопрос. Как мы знаем, со страниц СМИ не сходят заголовки об углеродной нейтральности, климатических целей компании, регионов, стран. Не могли бы Вы, как глава крупнейшего нефтегазодобывающего региона страны, рассказать о климатических планах региона, как Вы планируете достичь углеродной нейтральности, за счет каких способов, сколько финансовых средств потребуется на достижение этой цели?

Н.В. Комарова: Вы, Олеся, поднимаете важные вопросы. Наверное, это правильно, что мы начинаем нашу встречу с такой глобальной темы и участия в ней нашего региона. Это тоже объективно, потому что, действительно, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – это такая нефтегазовая провинция мирового уровня и масштаба, практически лидер среди не провинций, а государств по добыче нефти. От 5% до 7% от общего объема добычи нефти в мире обеспечивают предприятия, организации, трудовые коллективы нашего региона.

По данным глобальной платформы ООН (по крайней мере, на май 2021), экотренд по достижению углеродной нейтральности уже объединил больше 120 стран, 100 регионов, 800 городов, свыше двух тысяч компаний мира.

Правительство Российской Федерации в соответствии с решением президента утвердило стратегию в конце октября социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов. Горизонт до 2050 года совпадет с теми параметрами, которые мировое сообщество применяет для формирования задач, решений и достижения целей. Хочу еще раз подчеркнуть, что это базовая точка отправления всех решений, которую задал Владимир Владимирович Путин: достижение целей низкоуглеродного развития – это достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики. И это очень сложно. У нас в регионе основную нагрузку на окружающую среду формируют выбросы в результате производства электроэнергии (например, только от ГРЭС в 2020 году суммарные выбросы СО2 составили 29,4 млн тонн) и деятельности нефтегазодобывающих компаний.

Хочу заметить, что мы идем в этом тренде не со вчерашнего дня, не с прошлого года. Уже несколько лет. У нас очень мощная государственная программа по экологической безопасности, в реализации мероприятий которой активное участие принимают компании. Нефтяным компаниям при реализации этого комплекса природоохранных мероприятий в регионе удалось сократить выбросы парниковых газов с 121,2 млн тонн в 1990 году до 105,4 млн тонн эквивалента СО2 в 2020 году (снижение на 13%).

Только на проекты по повышению уровня использования попутного нефтяного газа организациями нефтегазового комплекса инвестировано более 230 млрд рублей. Среди приоритетных направлений по достижению углеродной нейтральности – мы видим и полагаем, что это перспективное направление развитие технологий улавливания, транспортировки, хранения и утилизации углерода. Ряд компаний на своих лицензионных участках уже приступил к работам по оценке баланса выбросов и поглощений парниковых газов в целях разработки долгосрочных программ по достижению углеродной нейтральности.

Подводя итог комментария вашего вопроса и учитывая, что в этом направлении будут еще вопросы, хочу заметить, что мы – в повестке, стремимся быть лидерами с целью обеспечения тех показателей, которые эксперты считают необходимыми для планеты, чтобы контролировать ситуацию с климатом, не допускать рисковых характеристик климата для планеты.

Анатолий Кузнецов, агентство NEFT (г. Нижневартовск): Во всем мире сейчас обсуждается постепенный отказ от углеводородного топлива. Одной из альтернатив нефти может быть водород. Планируется ли в ХМАО в ближайшее время создание концепции по плавному переходу от нефтедобычи к «зеленой» энергетике и запуск новых «зеленых» энергетических проектов? Если да, какие конкретно «зелёные» энергетические проекты в правительстве планируют запустить, и когда мы сможем их увидеть?

Н.В. Комарова: Да, это важно. Спасибо за вопрос. Югра действительно является лидером, флагманом по добыче такого сырья, которое, на сегодняшний день, максимально влияет на климатические возможности. Учитывая нашу ответственность перед миром, являясь трудовым и способными к добыче нефти регионом, мы работаем над тем, чтобы повышать эффективность использования природных ресурсов со снижением углеродного следа. Добываемый в регионе газ не поставляется на экспорт, используется для развития промышленности и экономики региона.

Вдогонку к первому вопросу хочу заметить, что, по оценкам всемирного банка, Югра – лидер России по темпам роста эффективного использования нефтяного газа. Рационально используется свыше 95%. Мы рассматриваем нефть и газ как источник и возможность модернизации экономики.

Более того, я полагаю, что это правильный подход, в том числе и для мира, при реализации положений Парижского соглашения. Среди перспективных направлений – газонефтепереработка, выработка электроэнергии. Последнее направление мы очень активно эксплуатируем.

Осваивая новые месторождения, организации недропользователя сразу создают установки по переработке попутного нефтяного газа. На малых удаленных месторождениях для обеспечения собственных нужд ведется строительство газотурбинных электростанций, использующих в качестве сырья попутный нефтяной газ. В округе работает 100 таких электростанций, которые вырабатывают больше 14 млрд кВт·ч электроэнергии в год.

Электроснабжение в изолированной территории автономного округа,труднодоступных мест проживания людей организовано автономно от дизель-генераторных установок. На сегодняшний день это является единственным оптимальным и простым решением вопроса электроснабжения. И я заявляю об этом обосновано, потому что мы пытались рассмотреть вопрос использования энергии рек, горных рек в Березовском районе для обеспечения надежного электроснабжения с подключением в централизованную систему электроснабжения, и вынуждены были от этого отказаться в виду того, что ущерб от таких решений для окружающей среды – водных объектов, водно-биологических ресурсов — существенно выше, чем те эффекты, которые можно было получить от использования этой «зеленой» энергии. Но, тем не менее, учитывая сказанное выше, возможности, безусловно, дорогостоящие.

Мы постоянно ищем новые решения, которые позволили бы снизить себестоимость производимой электроэнергии и нагрузку на окружающую среду. У нас есть акционерное общество «Юграэнерго», которое в конце 2020 года установило три солнечные электростанции (работают в режиме опытно-промышленных испытаний). Данные объекты расположены, еще раз обращаю на это внимание, на тех территориях, которые находятся в децентрализованных зонах электроснабжения. Это деревня Никулкина (гибридная солнечная электростанция мощностью 15 кВт) и деревня Шугур (сетевая солнечная электростанция мощностью 32 кВт) Кондинского района, а также село Няксимволь (сетевая солнечная электростанция 60 кВт) Березовского района. Благодаря этим источникам энергии мы обеспечили электричеством более 1100 жителей.

Вот наши конкретные решения в этой области. На мой взгляд, они демонстрируют и подтверждают наше стремление максимального участия в достижении целей, предусмотренных всеми обязательствами для мира в большой степени. Одновременно мы решаем вопросы, которые затрагивают интересы наших жителей. Вот такой комментарий на Ваш вопрос, Андрей. Спасибо.

Тимур Чешков, ВГТРК «Югория» (г. Ханты-Мансийск): Наталья Владимировна, недавно в Страсбурге прошел Всемирный форум. Координатор кампаний организации «Гринпис» в Европе Вираг Кауфер сказала, что именно демократия является одним из важных механизмов для эффективного очищения окружающей среды. Что такое западная демократия мы все прекрасно знаем на примере Ливии, Сирии, Афганистана, Украины, в конце концов.И понятно, что для усиления такого политического режима в мире сейчас затрагивается экологическая тематика. Наталья Владимировна, Вы, в свою очередь, на этом же форуме сказали, что главной движущей силой в решении климатических вопросов можно считать гражданское общество. Не совсем понятно, губернатор Югры с Вираг Кауфер говорили об одном и том же? И вообще, есть ли смысл в период нестабильных отношений со странами Европы ездить на подобные форумы?

Н.В.Комарова: Есть необходимость участвовать в таких форумах как минимум для того, чтобы разнообразие мира сохранялось. Это очень важная составляющая. На мой взгляд, она базовая и влияет, в том числе, на точку зрения, которая формируется у мирового сообщества по решению той или иной задачи. Да, не всегда удается быть в большинстве со своими представлениями о мироустройстве, его развитии и т.д. Но это не значит, что нужно отказываться от того, чтобы, возможно, поменять свою позицию, возможно, усилить ее, возможно, суметь настоять на том, что наша позиция объективно главная.

Как я оцениваю этот диалог, позвольте мне тоже свою точку зрения высказать, мы как раз с Вираг Кауфер не спорили по сути своей. Она говорила об одном использовании и статусе демократических отношений и влиянии их на тот или иной вопрос. В данном случае – на вопросы экологии и охраны окружающей среды. А я о другом аспекте. Пыталась максимальноприземлить к тому, что происходит непосредственно в жизни. И именно конструктивный диалог задает темп всем решениям в этом отношении. Приводила примеры. Вы их знаете, мои земляки, инициативы, которые с помощью гражданского общества были сформированы и включены правительством автономного округа, муниципалитетами для обслуживания, реализации муниципальных, государственных программ, стратегии развития региона. Это демократия в чистом виде. Никто об этом спорить не будет. Более того, из тех ее проявлений, которые отличаются не только тем, что мы высказали свою позицию, но и тем, что мы демократическим образом, демократическими путями добились реализации задуманного и нашей позиции, и нашего проекта, а это сложнее. И, кстати, самые распространенные тезисы на этом обсуждении были из этой категории: Бла-бла-бла и разошлись. И что? Поэтому очень важно, чтобы это было не соревнование: кто первый, кто второй, а диалог конструктивный, договоренности о конкретном решении и его реализации. Кстати, за пределами пленарного зала мы продолжили дискуссию. И еще много разных аспектов, вплоть до наших личных представлений о мире были рассмотрены в том числе с нашей коллегой этой части заседания из Индии. Она говорит: «Вот мы все беспокоимся о будущих поколениях». Наша подруга из Индии упоминала о том, что сейчас очень трудно молодым людям, которые не знают, не понимают, очень встревожены и на этом простом основании требуют от нас, от всего сообщества принять какие-то принципиальные решения в области окружающей среды. Доходит до того, что это влияет на решение рожать детей или не рожать? Мы пытались найти ответ на этот вопрос. Договорились о том, что все-таки надо попробовать любить Родину, мир, другого человека. И на этом важном основании рожать детей, воспитывать их, делать все необходимое, чтобы они были красивыми, здоровыми и талантливыми. Поэтому надо встречаться как бы ни расходились наши позиции. Мир без границ с точки зрения наших возможностей точно и влияния планетарного на климат деятельности каждого из нас в любой точке мира, и именно поэтому должно быть общее решение. Спасибо.

Светлана Загребаева, ИА «Интерфакс» (г. Екатеринбург): Сейчас большое распространение получил тезис о том, что в связи с провозглашенным в мире энергопереходом спрос на углеводороды к 2050 году в мире упадет, так что надо все крупные месторождения монетизировать как можно скорее. Разделяете ли Вы, как руководитель северного региона, эту точку зрения? Может ли Югра в перспективе после 2060 года обогреваться возобновляемыми источниками энергии? И не стоит ли России с учетом ее северного расположения оставить эти запасы для себя?

Н.В.Комарова: Когда мы говорим о ресурсах, которые нужно переводить в потенциал.Они, ресурсы, для чего? Для того, чтобы быть переведёнными в потенциал, чтобыиспользовать их. В этой связи нефть надо добывать. Мы для этого учились, мы умеем это делать лучше, чем многие в мире. И на этом простом основании делаем все это по стандартам, экологическим стандартам, в том числе мирового уровня.

Полагаю, что нефть надо добывать. Вы знаете о большом круге вопросов, которые мы обслуживаем, правительство автономного округа в отношении трудноизвлекаемых запасов. Почему? Потому что минерально-сырьевая база имеет такую специфику как невозобновляемые природные ресурсы. В этой связи нужно работать, чтобы она постоянно восполнялась. Каким образом это делается? За счет геологоразведки. С одной стороны, наращиваем запасы, с другой стороны увеличиваем уровень переделадобываемых природных ресурсов и тем самым сокращаем объем востребованности того, что у нас на базе сконцентрировано. Это тоже имеет значение.

Второе. По крайней мере аварийная резервная ситуация для всего мира.Необходимо оставлять традиционные возможности. И сегодняшние осень и зима демонстрируют это наглядно.

Дальше. Еще никто не доказал, и мы экспертно предполагаем, что нагрузка на окружающую среду, которую дает нефтедобыча и транспорт выше, чем, допустим, альтернативные источники электроэнергии. Почему? Потому что пытаемся оценивать какой-то последний этап, а надо оценивать всю цепочку происходящего, начиная от создания, использования определенных материалов для технологий, оборудования и утилизации.

Я знаю, что сегодня многие страны в Европе, которые активно занимаютсязаполнением этой ниши и использованием альтернативных источников энергии, например, солнечной, глубоко задумались над тем, а что делать с отработанными, так как пришел срок использования, солнечными батареями? Ужасаемся тому, что мы не знаем, как это сделать безопасно для окружающей среды. Поэтому такого рода решения и имеющиеся у нас природные возможности, ресурсы ни в коем случае не дают нам права разбазаривать эти возможности. Их нужно максимально, как вы сами заметили, монетизировать. И не только в том, чтобы добыть. Но и как рационально использовать, в какую отрасль направить. В нашем регионе нефть и газ – основной источник экономической деятельности, предмет экономической деятельности. И да, действительно, к 2050 году, по оценке многих экспертов, потребление углеводородов прогнозируется к снижению. Здесь будет работать и фактор истощения минерально-сырьевой базы. Кроме того,углеводороды – это энергоресурс, но и незаменимое сырье для всей нефтехимической, нефтегазовой промышленности, в результате передал которой производятся синтетические материалы, которые прочно вошли в нашу жизнь. И мы даже не сразу можем понять, а что это – нефть? Пусть и в 35 переделе, но это нефть. Пусть и в 60 переделе, но это газ. Полагаю, что энергопереход – это не только изменение вектора потребления углеводородов, но и рациональное их использование. Я полагаю, что не зря Господь Бог землю насытил этими природными ресурсами. Уверена, он хорошо подумал на этот счет. Следовательно, это нам надо. Просто нужно найти решение обоснованное, грамотное, как и где использовать на благо населения с минимальным и без затрат влиянием на окружающую среду. Это колоссальный ресурс нашего региона в том числе.

Дмитрий Завьялов, ИА «URA.RU» (г. Сургут): Наталья Владимировна, нефтяные компании недовольны нынешним налоговым законодательством, которое делает нерентабельным разработку старых и обводненных месторождений. Недавно в Ханты-Мансийске прошло совещание с участием вице-премьера РФ Юрия Борисова, где тоже обсудили эту проблему. Планируется ли в ближайшее время изменение системы налогообложения?

Н.В.Комарова: Спасибо за вопрос. Хочу вот на что обратить внимание. Действительно, и на совещании с Юрием Ивановичем Борисовым нефтяные компании в очередной раз выразили свое мнение относительно того, что действующее законодательство, в том числе налоговое, отстает от текущего состояния минерально-сырьевой базы. И мы часть этого разговора с вами затронули чуть выше. Обратите внимание на такие данные: сегодня обводненность месторождений Югры составляет в среднем 90%, почти 27% нефтедобычи приходится на так называемые трудноизвлекаемые запасы. Почему я употребляю словосочетание «так называемые», потому, что в законодательстве РФ нет четкой терминологии на этот счет. Поэтомуспециалисты в этой сфере, эксперты заявляют, а я поддерживаю их, считаю это объективное мнение, что нужно донастроить законодательство РФ в том числе в части налогообложения, исходя из характеристик минерально-сырьевой базы. Чтобы синхронизировать интересы государства, бизнеса, обеспечить главное для каждой отрасли экономики – предсказуемость, защиту инвестиций, то есть долгосрочное развитие любой отрасли, не только нефтегазодобывающей. Эту работу нужно проводить.

Обращаю внимание, что рабочая группа Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам совместно с Минфином России, организациями, недропользователям,набрав необходимый массив данных, работает над возможностью изменения налогового законодательства, чтобы оно максимально отвечало фактическому положению дел. Полагаю, работа принесет нам требуемый результат. Наши представители в Государственной Думе, депутаты от нашего региона работают в этом направлении. В частности, Ольга Ануфриева возглавляет эту рабочую группу. У всех участников этого процесса есть большие ожидания от эффективности ее деятельности на этот счет.

Вероника Быкова, РИА «Новости» (г. Екатеринбург): За 8 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась добыча нефти и газа в округе (на 1,9 млн тонн и 0,8 млн куб.м соответственно). Как это отразится на бюджете Югры? Ожидается ли стабилизация ситуации?

Н.В.Комарова: Спасибо, Вероника, что и вы беспокоитесь о нас, о нашем бюджетном благополучии. Очень важно неожиданно познакомиться с друзьями, даже в таком формате. Хочу обратить внимание, в 2020 году объем добычи нефти снизился по сравнению с 2019 годом – это первое. Второе. Если брать итоги 10 месяцев текущего года, то у нас в регионе добыто на 1,2 млн тонн больше, чем за 10 месяцев 2020 года. Это хорошая новость. И мы по итогам года на основании данных недропользователейипрогнозируем добычу нефти в 2021 году больше, чем в 2020. Не добьемся уровня 2019 года, но будем где-то на этой планочке. В отношении природного и попутного нефтяного газа мы ожидаем, что показатели 2021 года будут не ниже 2020 года.

Что касается бюджета. Да, действительно, бюджет нашего региона в большей степени зависит от состояния дел в области недропользования. Но здесь работают два фактора. Кроме объема добычи, это стоимость барреля нефти на мировых рынках, что крайне важно, и курс валют РФ. Эти обстоятельства, может быть, в большей степени влияют на обеспечение бюджетных обязательств по доходам в нашем регионе. Такой комментарий.

Людмила Осминкина, газета «Сургутские ведомости» (г. Сургут): На днях Государственная Дума одобрила в первом чтении закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Один из пунктов этого законопроекта в том варианте, который был предложен депутатам, по сути, отменяет самостоятельность автономного округа как субъекта Федерации. Как Вы можете это прокомментировать?

Н.В.Комарова: Людмила, а Вы знаете точно, что есть какая-то часть законопроекта, которую, по-Вашему, именно таким образом можно интерпретировать? Я просто не могу понять, о какой норме идет речь?

Людмила Осминкина: У нас взаимоотношения субъектов «тюменской матрешки» регулируются не только федеральными законами, но и теми трехсторонними соглашениями, которые были подписаны. Из этого законопроекта пропали слова «и иными соглашениями». Осталась только формулировка «федеральное законодательство», а федеральное законодательство у нас четко подчиняет автономные округа области.

Н.В.Комарова: Я не так читаю этот проект закона. А Вы, Людмила, кстати, за самостоятельность автономных округов или нет?

Людмила Осминкина: Я всегда за самостоятельность и автономность.

Н.В. Комарова: Хорошо. Тогда я в этом контексте и буду комментировать вопрос. Я воспринимаю этот законопроект следующим образом. Здесь очень важна ссылка авторов к пояснительной записке о том, что, если будет принята редакция, предложенная авторами, то потребуется синхронизировать с изменениями в бюджетном законодательстве РФ. Это важно в отношении соглашения, по сути оно регулирует именно эти вопросы, связанные с налоговыми распределениями между регионами.

Во-первых, в нашей стране две таких уникальных территории – Архангельская область и Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Югра и Тюменская область.

Учитывая, что Вы, Людмила, за самостоятельность нашего региона, и насколько я знаю жители Югры за самостоятельность нашего региона, я, как губернатор, первым делом переговорила с авторами этого законопроекта, и они подтвердили то, как я воспринимаю этот законопроект.

85 субъектов РФ – это закреплено в Конституции РФ, равные среди равных. Если Конституция определила равные права среди о субъектах РФ, всех жителей субъектов РФ, значит и ответственность должна быть равной. В этой связи, я исхожу из того, что в данном законопроекте, если будут одновременно изменены положения федерального бюджетного законодательства, то никаких послаблений самостоятельности автономных округов, входящих в состав областей, не определяется, и авторы это не планировали.

В этой связи, мы с Вами, нашим депутатам в Государственной Думе поручили очень внимательно проработать, участвовать в работе над этим законопроектом с тем, чтобы ни в коем случае, как минимум, не ухудшилось положение, которое сложилось на сегодняшний день, включая наличие долгосрочного соглашения или ежегодных решений трех губернаторов, касающееся взаимоотношений Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Это наша общая позиция. В этой связи усиливается моя уверенность в том, что в данном случае, в связи с появлением этой законодательной инициативы, в худшую сторону положение дел по поводу отношений между нашими тремя самостоятельными субъектами РФ, построенных так сложно, не предусматривается. И другие ответственные должностные лица на федеральном уровне подтверждают такой подход. Поэтому внимательно работаем над проектом закона с тем, чтобы ни в коем случае те опасения, о которых Вы говорите, не нашли законодательного подтверждения. У нас есть для этого все возможности.

Дарья Сеймовская, агентство ФедералПресс (г. Екатеринбург): Новый законопроект о региональной власти предполагает возможность обнуления губернаторских сроков. Хотелось бы узнать Ваше отношение к этой идее?

Н.В.Комарова: Я тоже, Дарья, не так воспринимаю эту норму. Полагаю, что в данном случае законодатель повысил уровень самостоятельности регионов и предоставил возможность решать этот вопрос каждому субъекту Российской Федерации, исходя из традиций, которые там сложились, требований, уровня развития отношений между региональным центром и муниципалитетами. Лично для меня, если хотели узнать мое мнение, я считаю, что это меня не касается по одной простой причине: это моя работа, и на любой другой работе никто не смотрит срок – не срок. Что такое срок – один год, два или четыре, один срок, два срока. Я точно так же к этому отношусь. Как наш Президент говорит, работа – это оказание услуг населению. Вот и я выполняю эту работу. Все зависит от того, насколько востребованы будут мои представления о том, как нужно людям предоставить услугу.

Возвращаясь к началу нашего разговора, это решение передается федеральным центром на ответственность каждого субъекта Российской Федерации. Если вы хотите спросить, буду ли я препятствовать, если депутаты думы предложат ограничить срок одним пятилетним или двумя пятилетними – нет, не буду. Лично я. Моя позиция.

Сергей Рамзин, редакция агентства «Эксперт Урал» (г. Екатеринбург): Какие экономические инструменты помогут стимулировать развитие экономики региона в 2022 году и какие из них в приоритете?

Н.В. Комарова: Спасибо Вам огромное, Сергей, за такой вопрос. Мы очень активно, Вы заметили, по оценке инвестиционного климата в прошлом году мы заняли 6 место, обращаем на это большое внимание. Разговор, который был чуть выше, подтверждает необходимость именно такого подхода.В этой связи мы запустили новый инвестиционный цикл, в основу которого заложены принципы защиты и поощрения капиталовложений в Российской Федерации, которые определены в проекте закона. Рассчитываем, что будут приняты соответствующие федеральные акты и уже в 2022 году их можно будет использовать, мы готовы к этому. У нас в регионе будут заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений и другие формы будем использовать.Мы говорим о том, что для этого направления у нас подготовлены проекты с объемом инвестиций более 37 млрд рублей.

Что еще считаем важным из инструментов и возможностей, которые предлагаем для инвестиций? Это новый инструмент регионального развития «Инфраструктурный кредит». В 2021 году президиумом (штабом) этот региональный инструмент развития говорит об этом. Мы подготовили несколько десятков проектов. Речь идет о правилах, которые дают возможность получить бюджетные средства либо за счет возмещения части затрат на инвестпроект, либо затрат на оборудование, требуемое при реализации того или иного проекта, либо на льготное кредитование. Считаем, что это будет крайне востребованная мера поддержки, а самое главное, что она имеет очень публичный и измеряемый подход: никто не будет сомневаться – ни инвесторы, ни общество, потому что речь идет о расходованиипубличных финансов, как принимается решение, насколько они обоснованы и что мы планируем получить.

Мы уже получили решение федеральной правительственной комиссии по региональному развитию о получении инфраструктурного кредита региону из федерального бюджета. Нашу заявку одобрили на 8,7 млрд рублей. Общий бюджет этих проектов составляет 64,5 млрд рублей. Их реализация позволит обеспечить дополнительные поступления в консолидированный бюджет региона порядка 38,6 млрд рублей на период реализации проекта.

Дальше о чем можно было бы сказать. Если вспомнить проекты, которые мы включаем в наш инфраструктурный бюджет,то здесь самое разное направление: и социальные проекты инфраструктуры для социальной деятельности, и экономики. В 2022 году мы протестируем не менее 100 инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы в соответствии с окружным законом о государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Югре: по механизмам ГЧП, механизмам соглашений о реализации инвестиционных проектов, соглашений о защите и поощрении капиталовложений, специального инвестиционного контракта. Мы очень активны здесь, и если у вас есть инвесторы, которые ищут благоприятную территорию, добро пожаловать.

Екатерина Шамшурина, главный редактор телеканала «Первый Советский»: В этом году Советский район активно работал по проектам инициативного проектирования. В муниципалитете уже практически реализовано 9 проектов в 6 поселениях. Как в 2021 году будет работать эта программа, учитывая, что этот год стал активным для Советского района благодаря и поддержке окружного правительства?

Н.В. Комарова: Согласна с вами. Мое общение с гражданами вселяет уверенность, подтверждает, что практика реализации инициативных проектов востребована, доказала свою эффективность. В соответствии с государственной программой «Развитие гражданского общества» заложен среди механизмов реализации тех или иных мероприятий, используется механизм поддержки через региональный конкурс инициативных проектов. Он ежегодный. Это написано в программе. Бюджет на 2022 год – 225 млн рублей.

Начало приема заявок для участия в конкурсе планируется уже в этом году, после принятия закона о бюджете автономного округа на 2022 год. Мы планируем, что с этой работой справимся в конце ноября, получим окружной бюджет на следующий период. Размер предоставляемой поддержки остается прежним. Автономный округ софинансирует инициативные проекты в пропорции 70 на 30 процентов, где до 70% – это автономный округ. Максимальный размер на один проект составляет до 10 млн рублей в зависимости от его содержания. Важно, что кроме создания, выдвижения такого проекта на конкурс, люди могут своими личными деньгами участвовать в реализации таких проектов или трудовым участием. Это последнее обстоятельство, кстати, имеет значение для жюри, которое делает оценку проектов с целью выделения гранта на его реализацию более высоким баллом. Добро пожаловать. Я видела такие реализованные проекты, в том числе и в Советском. Сегодня покажете материал из парка?

Екатерина Шамшурина: Да, обязательно. Сегодня на нашем телеканале будет материал из парка. И сегодня еще планируется общественная приемка нашего классного проекта «Бобер в Картопье», так что сможете увидеть, как у нас все изменилось в лучшую сторону.

Н.В. Комарова: Отлично. Я в интересах юного жителя Советского интересуюсь, Вы ему обещали. Раз уж по «Первому каналу» не покажем, то по «Первому советскому» покажем.

Блогер Алексей Крецул (г. Покачи): Рад, что в очередной раз блогерское сообщество привлекается для того, чтобы освещать важное. Приятно, что были проведены прямые встречи с каждым из муниципалитетов округа. Надеюсь, это не последняя практика. Я не был бы блогером, если бы не внес сумбура в это официальное мероприятие. Хотел бы попросить Вас обратить внимание и изыскать возможность улучшить сообщение между городами Когалым и Покачи, которые входят в одну агломерацию, города-побратимы. В последнее время покачевцы часто проводят отдых в Когалыме. Хотелось бы, чтобы Вы хотя бы одним глазком взглянули можно ли что-нибудь с этим сделать?

Н.В. Комарова: Это уже не такое отдаленное будущее. Сейчас мы работаем с компанией «Лукойл» над проектом, формируем взаимные обязательства для капитального ремонта, реконструкции этого участка дороги. Жизнь наладится в хорошую сторону тогда, когда надёжность автомобильного сообщения будет высокой, как минимум, соответствовать стандартам. До этого не говорила еще об этом, потому что не состоялось решение, но мы работаем над этим, знаю об этом вопросе. В эту сторону двигаемся.

Алексей Крецул: Справедливости ради надо сказать, что с жизнью и так все неплохо.

Михаил Лукашкин, информационное агентство «Накануне.Ру» (г. Екатеринбург): На встрече с депутатами думы Урая Вы сказали, что в рамках некоего эксперимента шесть привились «Спутником V». Что это за эксперимент, почему именно шесть раз, а не пять, семь?

Н.В. Комарова: Во-первых, не эксперимент, а, скорее всего, исследование, я посчитала, что, если есть такая потребность, то почему бы мне не послужить на этом поле. У меня есть дети, внуки, и мне крайне важно, чтобы в максимально короткие сроки были выработаны эффективные решения, преграждающие путь для развития пандемии, потери людьми здоровья и даже жизни. Не знаю, почему шесть, каждый раз брали анализы, они исследовались, мне предлагали, я не отказывалась. Наверное, на этом не надо зацикливаться, это не имеет никакого отношения. Тем более, что мы с Гинзбургом на одной волне, недавно он заявил, что неоднократная ревакцинация от ковида не опасна. Из этого исхожу. Точно могу сказать, что на эту дату ничего дополнительно не выросло, ничего дополнительно не отпало. Все, вроде как, на своих местах. Надеюсь, принесу пользу не только самим фактом прививки, но и теми данными, которые получили исследователи для создания эффективных вакцин, а еще важнее, наверное, и лекарств по вылечиванию этого заболевания. Такой комментарий. Я оформила QR-код, там вся информация зафиксирована. Так что предъявлю всем, кто потребует.

Татьяна Маковкина, МБУ «Городской информационный центр» (г. Ханты-Мансийск): Продолжающаяся пандемия усугубила разрыв между уровнями рождаемости и смертности. По мнению экспертов, страна находится на грани демографической катастрофы, с которой столкнётся уже в ближайшие десятилетия. Согласно прогнозу председателя наблюдательного совета Российского института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, если правительство не примет срочных мер по стимулированию рождаемости, то к 2050 году население страны сократится почти вдвое, со 146 млн человек в настоящее время до 70-80 миллионов. Наталья Владимировна, на Ваш взгляд опытного руководителя региона, какие программы и меры поддержки ещё необходимы, чтобы мотивировать семьи на рождение большего числа детей?

Н.В. Комарова: Важный вопрос, волнует весь мир. Хочу заметить, что демографическая ситуация последнего времени в автономном округе, в целом по Российской Федерации в силу объективных причин характеризуется снижением рождаемости. Основная причина – к возрасту деторождения подошло малочисленное поколение тех, кто родился в период демографического кризиса 90-х годов ХХ века. По нашим данным, за последние пять лет абсолютное число рождений в регионе снизилось


Чтобы быть в курсе событий вступайте в наши группы в  

Официальный канал Урай ИНФО


00:20
63
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Копирование материалов возможно только при размещении обратной активной ссылки на наш сайт.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции сайта.