АСИ: Fashion – да
Фото: Синьхуа
Больше, чем нефть
Созданное пять лет назад Агентство стратегических инициатив отметило свой первый юбилей проведением Форума стратегических инициатив 21-22 июля. В рамках второго дня форума участники экспертных сессий FashionNet (Общество. Государство. Бизнес.) обсудили, как запустить перезагрузку отечественной модной индустрии и обеспечить долгосрочное развитие FashionNet — в условиях текущей конъюнктуры и меняющегося на глазах технологического уклада.Как пояснил исполнительный президент российской “Палаты моды“ Александр Шумский, в обозначении FashionNet содержится не слово “нет“, а понятие “сети” и подразумевается им глобальный сетевой рынок.
Другое дело, что отечественной Fashion-индустрии сейчас как бы почти нет. Как отмечалось на проведенной в преддверии форума на площадке “Точка кипения“ АСИ форсайт-сессии FashionNet “Креативный капитал: индустрия моды в новой экономике России“, сегодня вклад России в мировую индустрии моды составляет всего 0,014%. В целом, отечественный рынок одежды, обуви и аксессуаров оценивается в 2,3 трлн руб., но из них большая часть денег уходит в зарубежные компании, так как 78% рынка приходится на импортные товары.
По словам Шумского, большие бренды зарабатывают денег даже больше, чем приносит нефть. И эти суммы пока текут мимо нашей страны. Однако, удастся ли повернуть вектор? “Это возможно. Но пока мы в самом начале пути”, — ответил “Вести Экономика“ исполнительный президент “Палаты моды”.
В рамках Национальной технологической инициативы, инициированной АСИ, сейчас разрабатывается соответствующая “дорожная карта“. Как ожидается, ее подготовку завершат к концу текущего года.
Модные “тройки“
Правда, как отмечали участники дискуссий, нужно поспешить: технологии стремительно меняются и выиграют те, кто будут быстрее других продвигать новации на своих рынках. Так, например, в ближайшем будущем в отрасли получат широкое распространение роботы и 3D-технологии. Они позволят перенести производство ближе к потребителям, благодаря чему вырастет значение локальных брендов. И это также сулит новые шансы для российских дизайнеров, доля которых на отечественном рынке сегодня не превышает 1%.Как рассказал дизайнер бренда DIMANEU Дмитрий Неу, в нынешних условиях ослабления рубля, когда зарубежные бренды резко подорожали, спрос на продукцию отечественных художников ощутимо вырос. И, в принципе, создавшуюся ситуацию можно использовать для наращивания собственных позиций. Однако пока очень не хватает квалифицированных кадров, в том числе рекламщиков, менеджеров и т.п.
Тезис о нехватке кадров несколько озадачил директора Британской высшей школы дизайна Анастасию Бутрым. Как она заметила, среди студентов российского отделения возросло число дизайнеров по одежде, но многие далее испытывают проблемы с трудоустройством. Было бы более правильно, если бы в процессе учебы будущие выпускники группировались в тройки, в команды, ориентированные на запуск и продвижение нового бренда – в составе пиар-менеджера, дизайнера бренда и его директора, подчеркнул Дмитрий Неу. Тогда как ему самому в свое время прошлось труднее, поскольку он был вынужден пробиваться в одиночку.
Впрочем, по мнению Анастасии Бутрым, одно из инициированных в России направлений, которое предполагает разработку одежды для инвалидов, уже сегодня может стать весьма востребованным и в качестве экспортного продукта.
Поставки одежды и обуви для людей с ограниченными возможностями, действительно, могут оказаться перспективными на мировом рынке, уточнил исполнительный директор “Палаты моды” Тимур Исляев. И в целом, оговорил он, в сегодняшних условиях, когда мир как будто сошел с ума, Россия в состоянии задать новую социально-культурную повестку дня. А также способна привнести в мировую моду новые смыслы и ролевые модели, которые повлияют на формирование будущих поколений.
Наталья Приходко