Александр Сидоров: «Самая главная наша ценность – не нефть, а люди»

В Югре активно обсуждают перспективы появления «Алеши» из Нижневартовска на новых купюрах ЦБ. Напомним, что памятник покорителям Самотлора в Нижневартовске лидирует в народном голосовании за изображение на банкнотах в 200 и 2000 рублей. Купюра появится к концу 2017 года. Опрос проводит сайт russia today.

О своем отношении к перспективе появления изображения одной из достопримечательностей Югры на деньгах уже высказались многие известные югорчане. Корреспондент РИЦ «Югра» с подобным вопросом обратился к исполнительному директору Ханты-Мансийского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» Александру Сидорову.

Ответ Александра Леонидовича на «дежурный», по большому счету, вопрос журналиста вылился, на наш взгляд, в весьма интересную беседу, далеко выходящую за рамки не менее «дежурного» комментария. «Журналистская удача», впрочем, легко объяснима и объясняется самой личностью ньюсмейкера, который и сам является одним из первопроходцев Югры.

Вся жизнь Александра Сидорова иллюстрирует народную пословицу «Где родился, там и пригодился» в лучшем ее понимании.  Он родился 15 марта 1952 году в Ханты-Мансийске в семье рабочего. В следующем году семья перебралась в Сургут.

Окончил Тюменский инженерно-строительный институт в 1974 году. В 1999 году окончил юридический факультет Тюменского государственного университета.

В 2003 окончил аспирантуру Тюменской государственной архитектурно-строительной академии. Кандидат экономических наук.

Рабочая биография его началась в строительном управлении №9 треста «Сургутгазстрой» в 1974 году. Отсюда он ушел в армию, сюда вернулся после службы. Здесь прошел важные ступени своего профессионального роста от мастера, прораба и начальника участка до главного инженера треста «Сургутгазстрой».

В 1989 году назначен заместителем председателя городского исполнительного комитета. В апреле 1990 года — председателем Сургутского горисполкома. В 1991 году по рекомендации городского Совета он стал Главой администрации города.

В 1996 году стал первым всенародно избранным мэром Сургута, пробыл на этой должности до 2010 года. Таким образом, Александр Сидоров руководил Сургутом более 20 лет.

А 25 ноября 2010 года назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. 

Избирался депутатом городского, окружного, областного советов народных депутатов, депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа.

Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Почёта, медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», знаком «Отличник Миннефтегазстроя», знаком «Почётный строитель России». Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Лауреат премии имени В.И. Муравленко. Почетный гражданин Сургута.

Лично пережитое не позволило Александру Леонидовичу просто и однозначно ответить на кажущийся простым вопрос о возможном изображении «Алеши» на денежных купюрах.

«Конечно, я поддерживаю эту инициативу. И рад, что наши земляки ее тоже поддерживают. Это символично, это собирательный образ того первопроходца, нефтяников, буровиков, приехавших осваивать Сибирь, на всероссийском уровне готовы увековечить на банкнотах, которые в любом государстве сами являются одной из «визиток» всей страны. Наш «Алеша» – не просто памятник, а символ трудового подвига. И он по праву заслужил место на современных банкнотах».

Напомним, известный монумент «Покорителям Самотлора» (архитекторы Ю. Кожина и И. Василенко, скульптор И. Костюхин) был установлен в год пятидесятилетнего юбилея Нижневартовского района на перекрестке дорог – одна из них ведёт к знаменитому озеру Самотлор, другая – на Мегионское месторождение, где 55 лет тому назад была добыта первая нефть Среднего Приобья. Открытие монумента состоялось 15 июля 1978 года. Работа над монументом длилась девять лет. Монумент представляет собой бронзовую фигуру рабочего высотой 12 метров, установленную на 10-метровом гранитном пьедестале. В народе скульптуру ласково прозвали «Алешей», хотя прототипом являлся буровик-первопроходец Федор Метрусенко.

«Валюты многих стран содержат изображения, символичные для данного государства. Для нашей страны символ первопроходца, объединивший людей и целые поколения, которые осваивали Сибирь в тяжелых условиях, памятен и дорог, — продолжил Александр Леонидович. — Романтика первопроходцев была связанна с немалыми трудностями. Современного жилья, дорог, инфраструктуры еще не было: вместо них – примитивные бараки, привозные продукты, холод, полчища гнуса. Да, что говорить, даже сегодня здешние условия труда нельзя назвать легкими, а природные условия Западной Сибири не стали комфортнее.

Но вот уже несколько десятилетий именно Югра, а, точнее, – результат деятельности ее первопроходцев и современных наших тружеников, – формируют значительную часть бюджета всей нашей страны! То есть, вполне материальной основы нашего благополучия. Так что закрепление образа нашего труженика на денежной купюре логично. Ведь мы обеспечиваем эти купюры производимой нами продукцией.

Другое дело, что память о первопроходцах не должна ограничиваться только изображением на банкнотах и памятниками. Мы должны помнить, прежде всего, о людях, которые продолжают жить и работать здесь, приумножая славу первопроходцев. Эти труженики и ветераны отрасли достойны поддержки и моральной, и материальной.  Ведь и Югра, и вся страна им обязана чрезвычайно многим. Мы каждый день убеждаемся, насколько весом был их вклад в настоящее и будущее России. И Югра остается краем первопроходцев – освоение недр среди нетронутых тайги и болот продолжается, труд, конечно, механизируется, но все также тяжел.

Кстати, недавно при общении со студентами и преподавателями сургутского университета родилась общественная инициатива о создании организации «Первопроходцы». Которая могла бы взять на себя такие важные задачи, как перепись первопроходцев, оказание  им подобающих почестей и адресной поддержки. Организовывала бы этих неравнодушных и жизненно активных людей для отстаивания общих интересов. Я уверен, что нужно говорить об улучшении городов и территорий, где проживают первопроходцы».

— Смотрите, как наш разговор органично поднял две важнейшие темы. Первая – значимость Югры для России. Вторая – моральное и материальное стимулирование тех людей, кто поднимал Западную Сибирь и продолжает здесь трудиться. Темы более, чем актуальны, ведь нет-нет, а раздаются время от времени голоса из некоторых уютных московских кабинетов: мол, «северные» коэффициенты и льготы надо отменить, надбавки к пенсиям убрать…

— Я являюсь твердым и убежденным приверженцем не только сохранения этих льгот и доплат, но и их существенного увеличения. Мои земляки должны жить с уверенностью в завтрашнем дне, и в том, что их труд будет хорошо оплачен, города будут становиться комфортнее, что дети смогут получить качественное образование, и здравоохранение будет развиваться, а пенсия станет достойной.

Напомню, что самые серьезные перемены начались в 1993 году, когда Ханты-Мансийский автономный округ получил статус самостоятельного субъекта федерации, а вслед за ним – право распоряжаться частью своих доходов. С этого времени в нашем краю «времянок» началось массовое переустройство качества жизни.

Югра развивается и хорошеет с каждым годом, но и сегодня есть люди, проживающие в старых балках. Разве не заслужили они своим трудом комфорта и достатка?

В конце концов, приоритеты социального развития территорий определяются Государственной Думой. Поэтому в наших силах через наших представителей там следует не только защитить интересы северян, людей труда и пенсионеров-первопроходцев, но и увеличить их. Привлечь к этому депутатов других северных территорий – а их немало: у нас большая часть страны – Север. Подкрепить эти усилия мнением тысяч заслуженных людей из общественной организации «Первопроходцы». Пусть попробуют не прислушаться!

Опыт нескольких десятилетий показал и доказал необходимость особых мер поддержки  проживающих и работающих в таких суровых климатических условиях. Не надо ничего ломать, отменять, изобретать велосипед.

— Так, возможно, призывы убрать льготы и коэффициенты – ни что иное, как «глас завистников»?

— Завистники всегда найдутся. Но не надо завидовать тем, кто делится. А мы делимся богатствами югорских недр, добытых нашим же трудом, со всей страной. Нам не завидовать надо, а спасибо сказать.

— Звучат и другие недоброжелательные «идеи». Например, о том, что на нефтеносном Севере в принципе не нужны постоянные жители. Якобы практичнее ограничится временщиками-вахтовиками.

— Полагаю, такие «идеи» могли родиться разве у тех, у кого вообще с идеями туго. Из нас хотят сделать временщиков? Я родился в Югре, когда никакой нефти у нас не добывали. Но раз я появился на свет, значит, люди здесь жили, трудились, видели перспективы. Некоторым нашим населенным пунктам более четырех сотен лет! Значит, Россия их с какой-то целью основала. Или кто-то считает, что настолько люди в те времена были непрактичными и глупыми, чтобы прилагать столько усилий для основания постоянных поселений?

Понятно, что не столько «вахтовики», сколько именно постоянное население может обеспечить наиболее эффективную добычу углеводородного сырья, и, что очень важно, не нанося при этом существенного вреда природе, ставшей родной.

Кроме того, нам всем нужен обжитый плацдарм «подскока» для продвижения России дальше – на пока еще не освоенный, но не менее богатый Крайний Север, ставший теперь гораздо доступнее. Это нужно стране, огромная часть которой пустует, вызывая завистливые взгляды многих наших соседей и более дальних «партнеров». Будем говорить прямо, вахтовики такой плацдарм не обеспечат.

Нам необходимы современные города с развитой инфраструктурой, отличными дорогами, трудолюбивыми людьми, — а никудышные работники на Севере не задерживаются, — для которых эта земля стала уже родной.

— Раз уж мы сегодня говорим о том, что «еще говорят» про наш округ, есть и такое мнение, что нефть и газ – «проклятье» всей России и Югры в частности. Эти богатства недр, дескать, не позволяют слезть с нефтяной иглы, дифференцировать экономику.

— Многие мечтают о таком «проклятии»...  Если серьезно, то, конечно, экономика не должна быть преимущественно сырьевой. Но и моментального развития высокотехнологичных отраслей не произойдет. Переориентация экономики пока все равно будет проводиться на «нефтяные» доходы. И это счастье, что есть нефтяная игла, которая позволяет эти отрасли развивать, иметь запасы прочности. Если бы у нашей страны не было запасов углеводородного сырья, мы бы сегодня находились бы в очень плачевной ситуации. И, возможно, уже потеряли бы суверенитет.

От нефтяной зависимости, безусловно, надо уходить. И в этом будет способствовать, как не парадоксально, нефть. Пусть мы припозднились с этим процессом, но сейчас есть четкое понимание, куда двигаться.

— То есть, здравый смысл побеждает? Будущее Югры  — какое оно, на ваш взгляд?

— У нашего родного края прекрасное будущее. Никто нас с этого замечательного места уже не выселит. Мы важны для страны, и подавляющее большинство россиян это понимает.

Наши потенциал и возможности позволяют Югре обоснованно претендовать не только на экономическое лидерство по уже известным позициям, но и заявлять новые стратегические инициативы. Можно смело утверждать, что за свою историю округ выдержал серьезный экзамен на политическую и экономическую зрелость.

Самая наша главная ценность – не нефть, а люди. Первопроходцы, с особыми характером и волей. И мы всем обязаны им. Уверен, что с полным правом первопроходцами могут называться – а они таковыми и являются, -  и нынешние труженики. Их интересы – и ветеранов, и их сегодняшних преемников мы обязаны защищать. И обязательно защитим! 


Чтобы быть в курсе событий вступайте в наши группы в  

Официальный канал Урай ИНФО


11:19
760
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Копирование материалов возможно только при размещении обратной активной ссылки на наш сайт.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции сайта.